×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но prazdniki/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

В жизни человека всегда происходит чередование  будней и праздников. Будничный день – это обычный день, который наполнен повседневными домашними и производственными делами. Они похожи друг на друга и могут быть унылыми и тяжелыми, радостными и легкими, удачными и неудачными. Праздник – это день, который наполнен радость, весельем. Это день, когда люди объединяются. Взрослые и дети чувствуют эмоциональный подъем, при этом создаются условия для выражения радости, хорошего настроения. Особое значение праздник имеет для ребенка. Русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал, что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого.

{gallery crop=1 cols=3 rows=1 alignment=center width=180 height=150 buttons=0 margin=4 borderwidth=1 borderstyle=dotted bordercolor="81cb1f" padding=2}prazdniki/{/gallery}

Тускло и серо было бы детство, если из него выбросить праздники. Праздники связаны не только с   ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами. Праздник – радость, но и деятельность, направленная  на физическую, душевную разрядку, и на реализацию  социальных требований.

Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о  взаимодействии людей с космосом, природой , божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего солнцеворота до летнего солнцеворота  – макушки лета. Можно аллегорически представить это как вознесение к небесам, чтобы вернуть солнцу тепло и свет. В канун праздника проявляются максимально темные силы природы, от которых можно уберечься или перехитрить их с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев.

На Руси в XIX - начале  XX в. Вместе с языческими праздниками отмечалось много праздников и православной церкви. Они были ведены после принятия христианства, но получили свою популярность с конца  XVI в. Церковные праздники сохранились и до сегодняшнего дня. Праздники религиозного характера непросто дань прошлому, не слепое выполнение традиционных обрядов – это возможность приобщиться к тайне, познать иное. Главным праздником для всех православных людей была всегда и есть Пасха, которую обычно называют праздником всех праздников. Значительными праздниками являются Рождество, Благовещение, Крещение, Троица, Покров.

В период царствования Петра I в России были введены гражданские праздники. Среди них было празднование Нового года, дни рождения членов царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д.  Их значение заключалось в том, что они воспитывали чувства патриотизма, любви к Родине у детей и взрослых. Кроме перечисленных праздников в среде деревенских общин и также городских кварталах справлялись малые праздники. Они устраивались в честь того или иного покровителя какого-либо ремесла, животных, дней начала и окончания полевых работ. Малым праздником считался Сочельник – день накануне большого праздника, а также день недели – воскресенье, который считался днем отдыха. Интересно, что этот день отдыха пришел к нам от древних славян вместе с календарем, где каждый месяц делился на четыре недели. У славян этот день назывался «неделя», т.е. день, когда ничего нельзя делать. И только в конце XIII – начале XIV в. получил название «воскресение» в память о воскресении  Иисуса Христа. Это название сохранилось и по сей день. Помимо общинных праздников были еще и семейные – это дни  важных событий среди родственников, именины и т.п. Каждый праздник имел свои обычаи и традиции. Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, значимости для общества. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению людей, живущих в одном селе, деревне, городе.

Одновременно он носил и носит также образовательную функцию, так как люди обменивались новостями, прошедшими событиями в стране или местности, где они проживают. Праздник является первичной формой культуры.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самая первая – это создать  радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру, что позволит детям узнать о традициях праздника, о его организации, о правилах. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству, и на основе этого интереса формируются его моральные и нравственные качества. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события формирует у детей художественный вкус, сплачивает детей и взрослых, между ребенком и взрослым возникает полезное сотрудничество. Самое главное, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Мы, взрослые, должны дать выход  детским стремлениям, способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах,  инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы. Это  обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, сохранению традиций и обычаев русского народа. Для того, чтобы сформировать праздничную культуру, взрослым следует позаботиться о том, как вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника. Роль ведущего очень велика. Важно, чтобы у него  была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым  по характеру, умел шутить и, что особенно важно, был искренним, чтобы в нем не было самолюбования и фальши.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить  основные правила: дизайн должен отвечать содержанию праздника, быть понятным для ребенка, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.

Не следует перегружать праздник трудными произведениями, надо учитывать возможности ребенка и группы в целом. Следует помнить, что праздник делается  для ребят, и они являются активными участниками, а не взрослые, которые стремятся порой из детского праздника сделать шоу для взрослых. Для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые дети знают хорошо, а при исполнении получают удовлетворение. Использовать аудиозаписи нужно умеренно, осторожно и грамотно. Желательно использовать  выступления взрослых, но следует помнить, что праздник – это не спектакль, это общее веселье, где активность принадлежит детям. Взрослые исполняют роль, которая недоступна детям по своей сложности исполнения. Исполнение роли должно быть ярким, эмоциональным, художественным, так чтобы ребенок получил яркое впечатление от сказочного героя.

Особое внимание уделяется играм и танцам. Интересны для детей игры соревновательного характера, где участвуют взрослые, мамы, папы. Направленность игр и танцев зависит от содержания праздника. Цель – создать веселое настроение. Несколько слов следует сказать и о художественном слове. При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, они чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствовать содержанию праздника и возрасту детей, а также были высокохудожественными. Использование инсценированных сказок, рассказов, пьес – все это вносит элемент театрализации в действие, что в большинстве случаев интересно детям и их это увлекает. В театрализованных представлениях должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и уверенность исполнения приносят успех. В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей. Праздник должен стать источником богатых впечатлений для детей и содействовать их эстетическому развитию. На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Хороший праздник – это значит, детям было весело, интересно и он оставит положительные впечатления надолго. И ребенок, став взрослым, сохраняет традиции, которые он усвоил во время празднования.

© 2015, Детский сад № 5 г Красноярск