Руководитель: Медведева Жанна Владимировна
Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Особенности программы:
- Рассматривается под оздоровительным аспектом.
- Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
- Занятия построены с учетом возрастных критериев.
Цели и задачи программы:
Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- формирование двигательных навыков и умений;
- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- развитие внимания, сосредоточенности, организованности,
- воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:
- Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики
- Динамические и оздоровительные паузы
- Релаксационные упражнения
- Различные виды игр
- Занимательные разминки
- Различные виды массажа
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- Традиционные
- Круговые тренировки
- Игровые
- Занятия – путешествия
- Обучающие
- Познавательные
Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принципы взаимодействия с детьми:
- сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
- каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Срок реализации программы – 1 год:
- 1раз в неделю
- время проведения – 30 минут
- в месяц – 4 занятия – 2 часа
- количество детей – 12-14, возраст 5-7 лет
Методическое обеспечение программы:
- Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
- Проводятся под руководством педагога.
Формы и методы обучения:
- Словесные – объяснение;
- Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
- Поисковые – поиск новых идей, материалов;
- Креативные – творческий подход.
Результативность программы:
- Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.
- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).
- Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему.
Перспективное планирование:
месяц |
Программные задачи |
|||||
Октябрь
|
Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных действий. |
|||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|||
Дать преставление о том, что возможности и желания не всегда совпадают |
Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу «опасно – безопасно» |
Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту), умение оценивать ситуацию |
Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности |
|||
Ноябрь |
- Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка; - Формировать правильную осанку; - Развивать внимание, координацию движений. |
|||||
Закрепление навыков правильной осанки |
Профилактика сколиоза |
Исправление осанки |
||||
Декабрь
|
- Формировать у детей правильную походку и осанку - Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы. |
|||||
Общеразвивающие упражнения при плоскостопии |
Укрепление мышц, участвующих в оформлении стопы |
«Веселые ножки» полезные упражнения для стопы |
«Укрепи мышцы ног для длинных и трудных дорог» |
|||
Январь |
Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений. |
|||||
Улучшение функций вестибулярного аппарата |
Укрепление мышечного корсета позвоночника |
Координация движений верхних и нижних конечностей |
Укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей |
|||
Февраль |
- Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребенка с использованием элементов психогимнастики; - Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности. |
|||||
Путешествие на сказочную планету |
На морском берегу |
Лесная тропинка |
Мы веселые зверята |
|||
Март |
Школа мяча Овладеть техникой игры с мячом. |
|||||
Подбрасывать мяч вверх и ловить его, отбивать мяч одной рукой |
Отбивать мяч правой и левой рукой на месте; вести мяч при ходьбе |
Упражнения с использованием фитболов |
||||
Апрель |
- Повысить двигательную активность детей, используя тренажеры и нестандартное оборудование; - Совершенствовать связочно-суставный аппарат. |
|||||
Использование веревочного каната |
Босохождение по мешочкам с камушками |
Занятия в сухом бассейне |
Занятия на тренажерах |
|||
Май |
Самостоятельная деятельность детей. - Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения; - Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь. |