МАУДО «Центр дополнительного образования детей» г.Сосновоборска- модель многопрофильного учреждения дополнительного образования детей.

Главной концептуальной идеей воспитания и дополнительного образования детей педагоги ЦДОЦ считают: актуализацию способностей и потенциала ребенка с целью активного построения своей собственной жизни в современном обществе, формирование его ценностных ориентаций.

Ориентация на ребенка, на его потребности, способности и интересы – основа всех программ, осуществляемых педагогами ЦДОД. Многообразие образовательных программ построено на педагогической философии:

1. Каждый ребенок, «неповторим» и «уникален».

2. Ребенок должен иметь право на ошибку, тогда он не будет бояться творить и экспериментировать.

3. Ребенок - личность развивающаяся и имеет право на:

  • разнообразие образовательных программ;
  • отдых и содержательный досуг;
  • обеспечение жизнедеятельности в соответствии со своим возрастом, полом, интересами и уровнем развития;
  • укрепление своего здоровья.

      4. Ребенок личность растущая, формирующаяся, поэтому требует:

      • воспитания чувства собственного достоинства,
      • внимания со стороны взрослых.

      5. Ребенок – будущий гражданин общества, поэтому мы обязаны обеспечить ему:

      • свободу слова, совести, религии;
      • свободу доступа к информации;
      • свободу выражать свое мнение;
      • свободу создания и участия в деятельности различных детских объединений.

      Таким образом, в основе образовательной концепции ЦДОД лежит личностно-ориентированная парадигма. Педагогический коллектив ЦДОД исходит из той предпосылки, что каждый человек индивидуален в своем личностном развитии, его вхождение в социум субъективно и неповторимо, его внутренний мир уникален. Личность ребенка есть высшая ценность в деятельности нашего учреждения. Подходы и принципы, на которых строится образовательный процесс ЦДОД, основываются на гуманистической педагогике, ориентируются на общечеловеческие ценности.

      Основные принципы организации образовательного процесса Центра дополнительного образования детей:

      1. Принцип единства обучения, развития и воспитания. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития.
      2. Принцип демократической направленности – свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
      3. Принцип гуманистической направленности - отношение к личности ребенка, педагога, родителя, как к ответственным субъектам собственной деятельности; стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях.
      4. Принцип природосообразности – специально организованная деятельность по развитию способностей и качеств личности в соответствии с природными способностями, потребностями, интересами и стремлениями ребенка.
      5. Принцип культуросообразности - воспитание основывается на общечеловеческих ценностях.
      6. Принцип концентрации образовательного процесса на развитии компетенций обучающихся.
      7. Принцип практико-деятельностной основы образовательного процесса.
      8. Принцип социального взаимодействия – позволяет обучающимся , педагогам расширить сферу общения, создать условия для конструктивных процессов социо-культурного самоопределения.

      Следуя данным принципам, педагогический коллектив Центра дополнительного образования детей организует педагогическую деятельность таким образом, чтобы:

      • помочь ребятам увидеть и осознать свои способности через разные виды деятельности;
      • помочь ребятам развить и реализовать свои задатки, интересы, увлечения;
      • формировать общечеловеческие ценности;
      • учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, быть толерантными;
      • формировать адекватную самооценку и жизненную установку на «успех»;
      • оказывать помощь в социальной адаптации ребенка и в решении его личностных проблем;
      • формировать у детей стремление к самопознанию, самосовершенствованию;
      • учить использовать приобретенные знания, умения, навыки в различных жизненных ситуациях.

      Для реализации педагогических задач, педагог должен обладать комплексом свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, что определяет педагогическое мастерство, к которому должен стремиться каждый педагог.

      Педагог дополнительного образования должен:

      • любить и уважать личность ребенка;
      • постоянно заниматься самообразованием и повышением своей квалификации;
      • уметь анализировать свою деятельность и видеть перспективы ее развития;
      • быть компетентным специалистом в своей области;
      • быть толерантным;
      • быть коммуникабельным;
      • владеть педагогическими технологиями развивающего обучения;
      • иметь способность к творчеству, созиданию;
      • владеть основными знаниями педагогики, возрастной и общей психологии и использовать их в работе.

      Следуя данным заповедям, педагог может организовать свою педагогическую деятельность, в которой будет реализована главная концептуальная идея.

      Цель Центра дополнительного образования детей:

      Создание образовательного пространства учреждения для развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих уровневое развитие детей и активизацию их познавательных интересов; формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью.

      Задачи Центра дополнительного образования детей:

      1. Изучение потребностей и интересов детей, родителей (законных представителей);
      2. Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы ;
      3. Формирование условий для создания единого образовательного пространства;
      4. Расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;
      5. Создание условий для привлечения к занятиям большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; детей с ограниченными возможностями, с девиантным поведением;
      6. Создание условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов;
      7. Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой, социальной активности.