Одна из центральных задач, которая решается детским садом совместно с семьёй, - это воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.
Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянуться к делам старших, копируют их действия. Малыш стирает, как мама, действует молотком, как папа, просит разрешить помыть посуду или расставить книги в шкафу, как это делает бабушка, с удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед. В труде ребёнок ощущает себя большим, хочет быть ловким, умелым, самостоятельным, настоящим помощником. Хотя у малышей отношение к делу ещё не отличается достаточной отчётливостью и устойчивостью, а их труд – это скорее игра, однако и эти проявления следует всячески поощрять и развивать.
Трудовое воспитание ребёнка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это одно из ценных свойств, психики развивающегося ребёнка – своеобразное стремление к независимости от опекающих его взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.
Одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников являются поручения. Дети пятого года жизни систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений, причем теперь используется разделение труда: один ребёнок поливает растение, второй – протирает листья. Детям предоставляется большая самостоятельность, но и требования к качеству их труда повышаются. По-прежнему дети выполняют работу по уходу за растениями в присутствии воспитателя, под его контролем и с его помощью. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремиться сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы; подумать и ответить, какое из двух растений нужно поливать, а какое не требует поливки.
Совместный труд воспитателя с детьми
«Мытьё комнатных растений».
В большом деле и малая помощь дорога.
Важной задачей является воспитание трудовых навыков и привычки к трудовому усилию. Вначале под наблюдением воспитателя, а к концу года самостоятельно дети поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают влажной тряпочкой пыль в игровых уголках, моют игрушки, строительный материал, стирают кукольную одежду, помогают воспитателю при починке книг. Приводят в порядок игровые центры, убирают на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда. Дети должны знать, где и в каком порядке хранятся игрушки, убирать их после игры на место.
«Приглашение к труду» Яков Грот
… Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться
Встретишь старость без забот.
С начала года вводится дежурство по столовой. За каждым столом назначается один дежурный, который сервирует стол.
В течение года детям поручают также помогать помощнику воспитателя: разложить салфетки, повесить полотенца.
На участке дети вместе с взрослыми сгребают осенью опавшие листья, зимой расчищают дорожки, сгребают снег в кучи для слеживания и изготовления построек, принимают участие в устройстве горки, в украшении участка, подкармливают птиц. Весной при вскопке огорода-цветника очищают землю от камней, палок. Летом систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают урожай овощей.
У детей воспитывают уважительное отношение к труду взрослых.
Дети четырёх-пяти лет вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах: убирать комнату, вытирать пыль, поливать комнатные растения, кормить животных, следить за своими вещами, содержать в порядке игрушки. Родители должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, что каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Нет скуки, когда заняты руки.
Труд накормит и научит.
Литература
Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение, 1987.
Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М.: Просвещение, 1989.
Ховратович Б. М.Поле любит труд. Красноярск: Красноярский рабочий, 1968.
Подготовила воспитатель
Сидун С. Н.