1. МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ  ДВИЖЕНИЯ

В нашей стране в системе физического воспитания детей дошкольного возраста одно из главных мест занимает развитие движений. Осуществляется эта задача в подвижных играх с правилами, на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике и спортивных упражнениях. Каждый день дети в детском саду выполняют утреннюю гимнастику. Ее проводят под музыку. Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей, вызывает радостные эмоции, содействует подъему настроения. Широко используются игры с пением. Дети учатся передавать в этих играх в движении художественный образ, выполняют несложные движения с предметами и без них. В играх – сказках, например, «Теремок», у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, певческие навыки, вызывают радостные эмоции.

В плясках с пением дети учат плясовые движения. К ним относятся хороводные народные песни, имеющие большую художественную ценность. «Движения под аккомпанемент музыки так же, как и она, развивает слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления» - так писала известный русский педагог Е. Н. Водовозова. Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Музыкально – ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Из физкультуры выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Применяются некоторые перестроения, необходимые для хороводов, танцев. В играх драматизациях ребята используют мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом выдумку, фантазии, творчество. Из области танцев используются прежде всего элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа). Помимо этого, используются элементы характерные для детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т.д. Сначала дети выполняют движения по показу взрослого, а потом, усвоив его,

Выполняют самостоятельно.

Музыкально – ритмическая  деятельность – привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию их инициативы и самостоятельности: они по-своему «изображают» персонажей игр, танцуют, запоминают последовательность движений. Чтобы выразительно двигаться под музыку, надо чувствовать ее и владеть некоторым запасом движений. В этом детей систематически упражняют на занятиях, на прогулках, в повседневной жизни.

Хорошо бы, если бы навыки, а полученные в детском саду, закреплялись дома. Дети могут под грамзапись русской народной музыки или современных ритмов повторять движения и вообще: пусть они больше двигаются под музыку! Их движения будут более красивы, осанка будет правильной, А настроение всегда будет хорошим!

2. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные (цитра, домра, балалайка, скрипка), духовые (флейта, кларнет, дудка), ударные (бубны, треугольники, барабан, металлофон), клавишные (баян, аккордеон, гармошка, пианино, рояль). Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами.

Если для самых маленьких пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. Дети должны знать названия инструментов, правила пользования ими и их хранение, приемы игры на них, играть в оркестре и индивидуально, импровизировать. Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами и доступностью. Он состоит из произведений классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам. У дошкольников внимание неустойчиво, они слабо владеют техникой игры. Поэтому мелодии построены на поступенных ходах, небольших интервалах, с несложным ритмическим рисунком. Главная задача педагога – обучить детей игре на музыкальных инструментах и тем самым заинтересовать их музыкой, вызвать желание музицировать.

Обучение игре на инструментах должно протекать в атмосфере особенно большей заинтересованности. Вот почему ребят следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых. Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь правильно воспроизводить ритм. Сначала разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке «Небо синее», «Смелый пилот»  и т. д. Для индивидуального обучения целесообразно применять разнообразные народные попевки и песенки «Солнышко», «Дождик», «Ладушки» и др. Научившись играть правильно ритм попевок, дети учатся играть простые мелодии из 2 – 3 звуков. Используется показ взрослого. В подготовительной группе дети уже играют несложные мелодии. У детей развивается музыкальный слух, память.

Важно создать предпосылки для собственных творческих проявлений ребят. Дать возможность выбирать инструменты для исполнения той или иной пьесы, побуждать их к импровизации. На занятиях дети получают объем знаний и навыков, накапливают репертуар. Разученные пьесы и песни, которые для исполнения не представляют уже трудности, дети охотно, с большим удовольствием используют в своих играх, используют на праздниках, развлечениях, Играют дети и в свободное от занятий время.

Если родители заинтересованы музыкальным развитием своего ребенка, то было бы хорошо, если бы в доме ребенок тоже имел какой – нибудь детский музыкальный инструмент. Можно отдать ребенка в музыкальную школу для серьезного обучения игре на инструменте. Пусть он и дома развивает свои музыкальные способности, развивает свое творчество!

3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ

В. Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них; она наполнит гармонией их юные души…»

С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.

Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Систематическое слушание музыки помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голос и может быть с инструментальным сопровождением или без него. Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами. Музыка может быть написана на определенный сюжет, иногда музыка может передавать рассказ. Программа в музыке для детей обычно ограничивается одним названием произведения, например «Болезнь куклы» и «Новая кукла» Чайковского. Этим приемом композитор направляет внимание детей и облегчает понимание музыкального произведения.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. После слушания музыки дети определяют ее характер, ее оттенки, а далее могут рассказать, о чем говорит музыка.

Отобрав доступные музыкальные произведения, надо создать интерес к исполняемой музыке, подвести к ее восприятию, вызвать эмоциональный отклик. Для понимания детьми характера музыки хорошо сопоставлять два разнохарактерных произведения. Слушание грамзаписи позволит знакомить детей с музыкой в различном исполнении: сольное, хоровое пение, различные музыкальные инструменты, духовой и симфонический оркестр.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею.

И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах, - разговоры во время исполнения оркестром музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям, начиная с раннего возраста.

Учите детей слушать музыку, и сами слушайте ее вместе с детьми!

4. ПЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Пение занимает важное место в музыкальном развитии дошкольников. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

В процессе пения у детей развивается музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Не рекомендуется для ребенка искусственная поза – держать руки за спиной. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания. Дыхание укрепляется в процессе пения. Следить, чтобы дети брали дыхание перед начало пения и между музыкальными фразами. Ребенок легко справляется с этим, достаточно только показать. Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху. Музыкальный слух можно и нужно развивать.

Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают радио, дети стараются подпевать, их вокально - музыкальные данные развиваются. Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально – вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально – педагогической деятельности. Желательно поощрять и отмечать каждое незначительное достижение в пении.

В процессе обучения пению одновременно воспитывается у детей любовь к прекрасному в жизни и искусстве, развивает отрицательное отношение к плохому, обогащает духовный мир ребенка. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения должны соответствовать возрасту и уровню музыкального развития детей. Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает интерес к музыке. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольника. Важно беречь голос ребенка. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.

© 2015, Детский сад № 5 г Красноярск