Искусство танца. Его истоки.

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободное время, непринужденно веселясь или  участвуя в торжественной церемонии.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавая впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Сначала древний человек танцевал инстинктивно. Он обнаружил, что повторяющиеся, ритмические движения вызывают приятные чувства, влияют на сознание и эмоции. Это придало танцам магическую силу. И когда человек хотел вызвать эти приятные чувства снова, он начинал танцевать. И сегодня существуют племена, находящиеся на низком уровне развития, которые танцуют для привлечения «волшебной силы». Возгласы, пение пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Танцы были разные: обрядные, военные, охотничьи, свадебные, погребальные, при посадке и сборе урожая.

Обрядные танцы были составной частью религиозных церемоний. Танцевали в храмах Древнего Египта. Древние иудеи танцевали при исполнении своих религиозных обрядов. В Библии написано, что царь Давид танцевал перед Ковчегом завет, выражая свои религиозные чувства. Постепенно в ходе исторического развития он приобрел значение самостоятельного искусства. Танец неотделим от музыки. Музыкальное сопровождение танца может быть различным по степени своей сложности: от ударов в бубны, стука кастаньет и т.д. до различных форм симфонической музыки.

Основой танца, как искусства, является народное творчество, созданные отдельными талантливыми представителями народа, получали массовое распространение, усовершенствовались, и постепенно приобрели устойчивые формы. В историческом развитии постепенно определились различные виды танца: народные и бальные.

Искусство танца возникло в условиях первобытно - общинного строя и прошло у разных народов различный путь до образования сложнейших танцевальных систем, постепенно расширяя круг отображаемых им явлений действительности.

У греков танцы были составной частью всех пиров и праздников. Их приверженцами были Сократ и Платон, что показывает, насколько глубоко вошли танцы в жизнь Древней Эллады. Танец глубоко вошел в быт греков, был не только  частью культа, но и средством воспитания.

Римляне копировали греков, но их танцы стали дикими и искаженными, и поэтому танцы подвергались гонениям и запрещены в церковных службах. Танцы, как общественное явление, были известны в Египте более 4000 лет назад. Ими было принято увеселять гостей на пирах, о чем свидетельствуют иероглифические надписи. Пляски посвящались разным богам. Военные пляски играли большую роль в воспитании мужества, патриотизма. Военные пляски воспроизводили бой: в руках у танцующих были луки, стрелы, факелы, мячи, копья. Различались танцы домашние, городские, сельские.

Тысячелетия насчитывает индийская танцевальная культура, некоторые традиции сохранились до нашего времени – утонченная разработка мимики и движений рук, своеобразная система жестов. Старинные памятники китайской письменности показывает, что уже в начале второго тысячелетия  до н.э. в Китае существовали танцевальные представления. В средние века в Европе танец подвергали всяческим гонениям и запретам, тем не менее народный танец продолжал развиваться и достиг в эту эпоху большого разнообразия и богатства форм.

Страной, где по-настоящему стало развиваться танцевальное искусство, и доведено до совершенства, является Франция. Трудно переоценить роль в этом Екатерины Медичи, которая обожала танцевальное искусство

В селах и городах простые люди устраивали увеселения и вечеринки, праздники, ярмарки. Богатые вельможи заимствовали у народа его развлечения. Прекрасные дамы и рыцари водили своеобразные хороводы. Здесь требовалась важная осанка, медленная поступь, умение исполнять приветствия, поклоны, реверансы. Знатные господа обычно танцевали в шляпах. При поклоне шляпу снимали, затем вновь надевали. Дамы приподнимали спереди длинные платья. Медленные танцы появляются в XVI веке (Франция). При Людовике XIV искусство салонного танца достигло больших высот.

Организовывались великолепные балетные спектакли, и лучшие композиторы того времени создавали свою музыку именно для придворных танцев.

Сарабанда – медленный, величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного, похоронного обряда, когда все присутствующие на погребении в молчании ступали вокруг гроба – святое шествие, в танце многочисленные повороты.

Аллеманда – торжественное шествие.

Жига – старинный танец английских моряков, быстрый, веселый, стремительный. Музыка льется ровными триолями, как веселый ручеек.

Полонез – Принято считать, что первый полонез был исполнен в старой польской столице Кракове в 1574 году при церемонии вступления на престол короля Генриха III Анжуйского. Как эффектно вышагивали под музыку шляхтичи – дворяне, приветствующие нового властителя! Вот почему полонез издавна называли «польским» танцем. Вскоре его полюбили на балах всего мира. Успех нового танца обычно объясняют его торжественным, величавым характером. Полонез представляет собой пышное, величественное шествие – спокойный парадный шаг. Сейчас полонез почти не танцуют, но этот великолепный танец навсегда остался в концертной музыке.

Мазурка – польский танец, точнее мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии). Парный танец, нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В XIX веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

Краковяк – (краковяки – жители Кракова) – вначале его танцевали только мужчины, парами, в которых один изображал рыцаря, другой оруженосца. Затем краковяк стали танцевать парами с дамой: она – плавно, изящно, он – с резкими притопами.

Полька – без сомнения этот знаменитый танец известен всем. Его танцуют и стар, млад, любят за легкий, беспечный характер. Многие по ошибке принимают веселую польку за польский танец, а меж тем он чешского происхождения. В основе танца передвижение пар мелкими быстрыми прыжками по кругу. Слово «полька» означает «полшага». Свою прыгающую походку полька приобрела у чешских крестьян и крестьянок, а на великосветских балах стала появляться в 30-е годы девятнадцатого века: сначала в Париже, а потом по всему свету.

Лендлер - Интересна судьба австрийского танца (название от австрийской области Ландль) В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился в известный и всеми любимый вальс. Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный и вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Постепенно движения становились все более плавными, кругообразными, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Рождался вальс. На рубеже XVIII и XIX века вальс быстро распространился по многим странам. Но, по мнению чопорных завсегдатаев салонов и дворцов, он был слишком неприличен. Кавалер при всех обнимает даму? Это недопустимо! Еще в начале XIX века вальс продолжал подвергаться преследованиям. В Вене, например, разрешали танцевать его на балу не более 10 минут. Но вальс нельзя было остановить, он триумфально шел по странам Европы, завоевывая Париж, Лондон, Берлин, Варшаву и Петербург.

Позже: фокстрот, танго, румба, макарэна, ломбада, степ и т.д.

В России так же были пляски охотничьи, военные, религиозные, обрядовые, бытовые. Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался пением. Хоровод – массовый танец, его рисунок – простой круг, олицетворял движение солнца, вокруг земли. Первыми профессиональными исполнителями русского народного танца были скоморохи. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. Скоморохи образовывали особые «ватаги», которые бродили по Руси и давали представления. Ордынское иго на очень долгие годы задержало развитие русской национальной культуры и искусства. Только в конце XV века открылся путь дальнейшего развития отечественной культуры. Если раньше плясунами – профессионалами были только мужчины, то теперь появились первые профессиональные танцовщицы. Как правило, это были жены скоморохов. В XVI веке скоморошество на Руси было еще очень распространено, а в XVII веке подверглось гонениям церкви, и при царе Алексее Михайловиче было запрещено, пришло в упадок и начало изживать себя.

Начиная с XVI века, оживляются связи Московского государства с Западной Европой. Пышность заграничных театров привлекает внимание. В XVII веке наряду с народными и школьными театрами начинает создаваться придворный театр. Первые спектакли были библейского содержания.

Балет возник в Италии около 500 лет назад.            Поначалу балет представлял из себя веселые театральные сценки, исполнявшиеся на карнавале, которыми итальянские артисты развлекали себя и своих гостей. Затем балет распространился на Францию. Здесь в этом пышном и торжественном зрелище принимали участие сам король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было очень далеко, ведь танцоров нельзя было назвать профессионалами.

В 1581 году королева Екатерина Медичи приказала устроить грандиозное празднование в честь королевской свадьбы. Был устроен захватывающий балет, в котором участвовали сотни танцоров, певцов и актеров. Он был поставлен итальянским музыкантом Божуолем. Он был, вероятно, первым хореографом и постановщиком танцев. Божуоль назвал свою работу «Королевский комический балет», и с тех пор представления такого рода назывались балетом.

Первой прима – балериной (ведущей) была Лафонтен, танцевавшая в 1681 году. Позднее разные люди вносили изменения в балет. Первый балетный спектакль в России состоялся в селе Преображенском под Москвой в 1673 году, назывался «Балет об Орфее и Эвредике». В него, кроме танцев и пантомимы, включались пение и сценическая речь.  В XVII веке ПетрI стал вводить бальные танцы. Танцевали медленные танцы – шествия, полонез, менуэт, потом шли шуточные танцы, быстрые, веселые, например, экосез. Заканчивался бал торжественным шествием. Но русскую публику не очень устраивали чинные европейские танцы и нередко в разгар бала танцующие переходили на более яркие и живые, более привычные им, русские народные пляски. Петр не возбранял это.

Русские исполнители, быстро усвоив необходимые движения, позы, придавали иноземному танцу в целом русскую национальную окраску. Интерес к танцам возрастал. Появились и первые учителя танцев – танцмейстеры, которые выписывались из-за границы. Позже создается балетная школа. Француз Ланде – главный танцмейстер школы и придворный балетмейстер, первый, кто стал у колыбели русского балета. Русские артисты балета старались сохранить традиции исполнения народного танца, хотя это было очень трудно при засилии иностранцев в императорском театре. Русское балетное искусство во второй половине XVIII века шагнуло далеко вперед. По содержанию спектаклей, техническому мастерству исполнителей, оформлению постановок оно приблизилось к европейскому. В первой четверти  XIX века балет в России достиг совершенства.

В современном балете, наряду с классическими танцевальными движениями, используются элементы, заимствованные у гимнастики и акробатики.

Известные раннее танцовщицы: Аксинья Баксакова, Авдотья Тимофоеевна, Андрей Нестеров, Авдотья Истомина, Екатерина Санковская, Елена Андриянова)

Европейский балетный театр в начале XX века переживал кризис. Балет терял классическую основу, вырождаясь в развлекательные танцы для варьете и кабаре. Русские артисты доказали, что это искусство может быть современным и волновать зрителей. Кто не знает Уланову, Максимову, Васильева, Плисецкую?!

Профессиональный классический балет вырос на основе народного танцевального искусства. Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами. Интересен и разнообразен фольклор нашей страны.

Множество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают дальше народное танцевальное искусство: танцевальная группа при русском народном хоре им. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Красной армии, Ансамбль народного танца под руководством Моисеева, Государственный ансамбль Танца Сибири и другие.

В XX веке в европейскую музыку широкой волной стали вливаться мелодии и ритмы американского континента, в том числе и танцевальные. Главным источником была народная музыка, ввезенных в Америку, негров, очень быстро ставшая достоянием эстрады. Оттуда ведут свое происхождение кэк – вок, тустеп, позже – фокстрот.  А танго и румба – от народной музыки Латинской Америки.

Значение танца велико. Много людей на земле, которые любят танцы, сами танцуют в повседневной жизни. В России очень большой интерес к танцевальному творчеству. Много любителей балета, театры наполнены зрителями, любят ходить на концерты разных танцевальных коллективов: и народных, и современных танцев (балет А.Духовой, Балет В.Терешкина). В городах открыто много школ для обучения этому искусству.

Борьба за возрождение танца, ведущаяся сейчас во многих странах на Западе опирается в основном на традиции русской танцевальной школы, которая достигла больших высот.

 

© 2015, Детский сад № 5 г Красноярск