«Книжный уголок в детском саду»
Консультация для воспитателей
Подготовила: Зам.зав. по ВР - О.В. Понкратьева
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате,
Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.
Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.
Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Как рационально организовать уголок книги.
- Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
- Нужно продумать правильное освещение:
Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения. - Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
- Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
- Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
- Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Младшие группы.
- Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,
- Его устройством и назначением,
- Приучает рассматривать книги (картинки) только там,
- Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
- брать книги только чистыми руками,
- перелистывать осторожно,
- не рвать, не мять, не использовать для игр.
- после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
- В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
- В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.
- Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).
- Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
- Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
Средние группы.
- Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
- Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
- Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности - иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).
Старшие группы.
Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.
Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.
Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?
- 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
- Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
- Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы: В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.
- На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.
- Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.
- Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).
- Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Каким образом происходит замена книг?
Как долго стоит каждая книга на витрине?
Нужны ли тематические выставки книг?
|
Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.
Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться
Руководство.
Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями
- Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.
Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.
- Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».
- Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.
- Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».
- В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
- Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
- Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.
Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:
- В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
- Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?
- В каких сказках действие происходят в лесу?
- В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?
- Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».
Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
- Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.
Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.
(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).
- Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.
«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.
Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.
На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.
- В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
- Читается отрывок.
- Вопросы:
- Как называется это произведение?
- Кто его автор?
- Какие произведения писателя вы знаете?
- Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.).
- Кто из литературных героев путешествовал по воздуху?
- В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы?
- Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.
- Игра «Докончи фразу».
Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.
Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.
Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».
- Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
- Игры, построенные по принципу игры в «Города».
Также называем литературных героев.
Вариант: называть не с последней буквы, а с последнего слова.
- Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
- Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.
«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».
Вариант «Придумай за автора».
- Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.
Например, стихи о деревьях.
Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?
Назови как можно больше строк из этого стихотворения.
- Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
- Составлять разные слова из одного слова.
- Игры «сходство-различия».
Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.