Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

«Детский сад № 37 "Теремок"»

Красноярский край, г. Железногорск,
ул. Крупской 5а, т. 8 (3919) 75-01-22
Официальный сайт

Участник инновационной сети дошкольных образовательных
организаций проекта "Школа Росатома"

Система Orphus

Физкультурно-оздоровительная  работа в ДОУ осуществляется согласно Образовательной программе МКДОУ, содержание которой определяется адаптированной к особенностям педагогического процесса Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и циклом коррекционных физкультурных занятий и игр по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Программы детского сада Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной;

Цель физического воспитания: охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни, поддержание у него бодрого жизнерадостного настроения, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Оздоровительные задачи: укрепление здоровья детей, повышение активности и общей работоспособности

Образовательные задачи: формирование у детей двигательных умений, развитие физических качеств, получение знаний о способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи: формирование интереса к систематическим физкультурным мероприятиям.

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения.

Специальные коррекционные задачи, определяющие процесс преодоления недостатков физического развития:

  • достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), а также ориентировки в пространстве, координации движений;
  • коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
  • преодоление недостатков (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства), возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;
  • активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания, осуществляемые в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление, т. е. формирование компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения.

Организационные формы физической культуры (занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки, физкультурные праздники, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность и др.) имеют коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления или ослабления недостатков психофизического развития детей, стимулирование компенсаторных процессов их развития средствами физической культуры, охрану зрения и формирование положительных двигательных качеств.

Совокупность форм занятий физической культурой определяет организацию двигательного режима, который строится на основе офтальмо-гигиенического режима, показаний и противопоказаний к выполнению детьми отдельных движений, а также зрительных возможностей детей.

Занятия физической культурой - основная форма организации физического воспитания детей с нарушением зрения, которые проводятся в соответствии с требованиями программ для детского сада по показаниям врача-офтальмолога.

Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса.

На занятиях ребенку приходится работать с опорой на зрение. Постоянный зрительный контроль приводит к быстрой утомляемости. Дети предпочитают больше сидеть, меньше ходит и бегать. Движения их скованны, неуверенны. Они не всегда видят, как правильно выполнять движение. Нервная система испытывает большую нагрузку. Все это утомляет ребенка физически.

Особенность работы, конечно, и в индивидуальном подходе. Это не означает, что на занятии каждому ребенку должны даваться разные упражнения. Со всеми детьми группы осваивается один и тот же программный материал, перед всеми детьми ставится одна и та же задача. В большинстве случаев дается одно и то же упражнение, но результата добиваются разными путями.

Ослабленным детям уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа выполнения упражнений. Например, в упражнениях на равновесие ходьба по гимнастической скамейке может быть организована следующим образом: одним детям дается задание пройти по скамейке, сохраняя равновесие, другим, более подготовленным,- пройти по скамейке с мешочком на голове или, приставляя пятки к носку сзади стоящей ноги, пройти с перешагиванием через предметы.

Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, афакия, заболевания сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками и др.

Под особым наблюдением во время физкультурных занятий находятся дети, оперированные по поводу сходящегося или расходящегося косоглазия. Такие дети нуждаются в «охранительном» режиме. Им противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями (сопротивления, прыжки). Следует избегать упражнений, игр, где ставится задача попадания мяча в цель. Таким детям рекомендуется чаще устраивать зрительный отдых.

Если в группе всего 1-2 слабовидящих ребенка, то это сказывается на работе всей группы. Такие дети обычно отстают по всем показателям. Во фронтальной работе на занятии они мешают остальным. При ходьбе и беге такие дети попадаются на пути, их все толкают, о них ударяются, они снижают темп проведения занятия, в играх отстают, попадаются водящим. Приходится, прежде всего, держать в поле зрения этих детей, определять их местонахождение таким образом, чтобы они чувствовали себя свободно и не мешали остальным. При ходьбе в колонне целесообразно поставить таких детей в конце. При построении в звенья ставить в первый ряд звена или в отдельное звено. Давать посильные задания, чтобы они не чувствовали себя худшими. Например, в упражнениях скоростно-силового характера целесообразно уменьшить для них нормативы, видоизменить упражнения с целью снижения нагрузки.

Пропедевтические занятия эффективны в преодолении двигательных пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений. Например, при обучении лазанью по гимнастической лестнице предлагаются сначала упражнения по захвату перекладины, перехватыванию ее руками, постановке стоп на перекладине.

Пропедевтическая работа может включать в себя индивидуальные игры-задания, составленные по типу схематичного рисунка. Предлагаются графические упражнения для развития зрительно-моторной координации. Упражнения формируют правильный зрительный образ, а также активируют амблиопичный глаз.

Проводятся индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека 2-3 задания в виде упражнений или игр. Продолжительность не более 6-7 мин.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации. Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно учитывать ряд противопоказаний по выполнению отдельных движений, упражнений, которые отмечались выше.

Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.

В момент объяснения игры детям лучше находиться в том положении, из которого игра начинается. Нельзя строить детей лицом к солнцу или окнам. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде, удару в бубен и др.), о чем дети предупреждаются заранее. В процессе игры целесообразно делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры. Осуществляется индивидуальная дозировка нагрузки (уменьшение дистанции, число повторений, время нахождения в игре, облегчение задания, ограничение движений).

В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.

Для детей со сходящимся косоглазием используются игры, требующие направления взгляда вверх, вдаль, с расходящимся – вниз, в близь.

Основная гимнастика (утренняя гимнастика) направлена на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни, совершенствование основных двигательных движений. Целесообразно включать упражнения на развитие зрительного восприятия, на коррекцию вторичных отклонений. Темп выполнения упражнений определяется зрительно-двигательными возможностями детей.

Специальные упражнения для глаз могут быть включены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физминуток. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

При проведении гимнастики широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики), которые дети надевают на палец руки.

Ритмическая гимнастика - это универсальные физические упражнения, которые способствуют развитию практически всех физических качеств, выработке чувства ритма, культуры движений, красоты походки, правильной осанки. Упражнения просты по двигательной структуре. Это общеразвивающие упражнения, но выполнение их более интересно, с добавлением стилевых деталей из современных танцев.

Итак, нарушение зрения сдерживает формирование зрительно-двигательных взаимосвязей, отрицательно сказывается на овладении движениями. Успешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Таким образом, комплексное воздействие позволяет улучшить состояние мышц, зрения, формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

© CopyRight МБДОУ № 37 г. Железногорск Красноярский край, 2011-2024, создание сайта: «Меридиан»