Советы учителя-логопеда

Словарь терминов и понятий

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

В логопедии выделяют три основных уровня общего недоразвития речи.

Первый уровень – безречевой. Дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. Дети пользуются лепетными словами, звуками, звукокомплексами,  звукоподражаниями и фразами из 2 слов. В основном слова используют в начальной форме.

Второй уровень – это зачатки правильной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-трех и даже четырехсловной фразы. Ребенок   во фразе может использовать способы согласования и управления как правильно, так и нарушать их. Путает множественное и единственное число. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений, может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Наблюдается множественные нарушения звукопроизношения.

Третий уровень – характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений может нарушаться. Недостаточно сформирована словообразовательная деятельность. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Характерными особенностями связной речи является нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Нарушена звуковая сторона речи и фонематическое восприятие.

Четвертый уровень – дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Дети затрудняются воспроизведении слов сложной слоговой структуры и их звуконаполняемости. У детей вялая артикуляция, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Отдельные нарушения смысловой стороны речи. Проявляются специфические ошибки словообразования. Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, некоторые нарушения в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.

Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, является более сложным, произвольным, более организованным видом речи. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека.

Виды монологической речи: пересказ и рассказ

Пересказ — связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Рассказ — это самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события.

Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения. Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Грамматика – раздел языкознания, занимающийся грамматическим строем языка и включающий в себя морфологию и синтаксис.

Согласование – подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или некоторых) грамматических формах, в которых выступает главное слово. 

Словосочетание - единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Лексика - это раздел науки о языке, который изучает значение слов.

Словарь – лексика, словарный состав языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека.

Пассивный словарь (лексикон) – это слова, значение которых человек понимает, но не использует в повседневной речи. Например, большинство из нас знает или хотя бы догадывается, что такое «социум» («общество»). Однако лишь единицы используют этот термин в разговоре.  Пассивный словарь всегда больше по объему, чем активный. Особенно у детей!

Активный словарь – это все те слова и выражения, которые вы активно используете в речи. То есть это тот словарный запас, которым вы можете свободно оперировать в речи. Активный словарный запас значительно меньше пассивного, и все изучающие иностранный язык, справедливо стараются увеличить свой активный словарный запас.

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, безсуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Фонетика – (от греч.звук) раздел языкознания, изучающий акустические  и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательном) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Артикуляция – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и комплексов.

Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти, зубы и др.

Формы нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука. Например, р гророловой, когда звук образуется вибрацией мягкого неба, а не кончика языка;
  • отсутствие звука в речи, т. е. Неумение произносить его. Например, «коова» (корова);
  • замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например, «колова» (корова).

Дислалия — нарушение речи, при котором у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, речь четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков.

Дизартрия — нарушение речи, при котором страдает вся произносительная система речи. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Произношение нечеткое, смазанное, голос тихий, слабый, а иногда громкий, резкий.

Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившим во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. У таких детей стойкие нарушения словаря и фразовой речи, темпы ее развития значительно медленнее, чем у детей с нормальным развитием речи.

 

© 2016, Детский сад № 1 г Сосновоборск