Советы учителя-логопеда

Ребенок учится говорить, прислушиваясь к звукам, задолго до того, как он скажет свое первое слово. Главные спутники на этом увлекательном пути к речи – его родители.

Некоторые родители не осознают, что первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок накапливает свой запас слов (пассивный), которым позднее начинает активно пользоваться. Так что прежде чем произносить  слова, ребенок должен ввести их в свой «блок памяти». Родители, которые много разговаривают со своим грудным ребенком, побуждают его подражать определенным звукам, экспериментировать с ними. Впоследствии из звуков получаются отдельные слова, а затем и целые предложения. Ребенок с восторгом овладевает этой сложнейшей задачей, ведь, чтобы произнести один-единственный звук, он должен привести в движение около 150 мускулов. Кстати, взрослому человеку, хорошо выражающему свои мысли, в повседневной жизни достаточно всего 3000-5000 слов. Словарный запас трехлетнего ребенка насчитывает около 900 слов. Язык – это важнейшее средство общения. С его помощью мы предаем свои мысли и желания, выражаем радость и огорчение. Мы разговариваем, даже когда думаем, - только про себя. Отсюда ясно, почему отстающим в развитии речи детям трудно общаться с окружающими. К тому же замедляется их умственное и духовное развитие.

А ведь это так просто – доставить ребенку радость беседы и сочинительства. Никаких особых знаний для этого не нужно, нужно только желание общения с ним.

Так дети научатся говорить

Родители – первые помощники ребенка в овладении тем, что присуще только человеку, - речью.

  • Говорите с ребенком с самого его рождения. Отвечайте на его плач и лепет. Спрашивайте его («Пойдем погуляем?»), даже если он еще не может произнести ни одного слога.
  • Называйте все предметы и вещи, окружающие ребенка, к которым он проявляет интерес: «Смотри, вон едет автобус», «А где наш мяч?»
  • Если ребенок заговорил, не поправляйте его. Похвалите, если он выразился правильно. Не заставляйте его повторять неправильно сказанные слово или выражение, лучше правильно произнесите его сами. Говорите с ребенком, медленно и четко выговаривая слова, и по возможности языком взрослых.
  • Старайтесь вовлекать ребенка в беседу. Давайте ему возможность высказаться. Выслушайте его, если он хочет вам что-то сказать.
  • Отвечайте также на жесты и шумы, с помощью малыш пытается вам что-то сообщить. Если он протягивает вам пустую бутылочку: «Хочешь еще сока?» Если он гладит вас: «Ах, как хорошо ты гладишь мамочку!»
  • Поиграйте в речевые игры. Небольшие стишки своим ритмом возбуждают в ребёнке желание подражать («Сорока-белобока кашку варила, на порог скакала, деток скликала…»). Подвижные игры развивают моторику и речь («Поехали, поехали по гладенькой дорожке, в ямку – бух!») Пусть дети подражают звукам, строят гримасы, дуют на перышки – все это заставляет двигаться губы, язык и небо, развивает мускулатуру органов речи.
  • Рассматривайте вместе с малышом книжки с картинками, разговаривайте с ним об увиденном. Побольше читайте ему вслух. Знакомые сказки и стихи ребенок уже помогает вам «читать».
  • Наговорите для ребенка стишки, сказки, рассказы, можно и собственного сочинения, на кассету. Знакомый голос он слушает с большим удовольствием и вниманием.
  • Чаще возитесь с ребенком: прыгайте, бегайте, делайте вместе с ним физические упражнения. Активное движение способствует развитию у ребенка чувство собственного тела, темпа и ритма. Это благоприятно отражается на развитии речи.

Родители тихих, «спокойных» детей должны уделять общению с ними особое внимание. С Почемучкой, способным замучить своими вопросами, никаких проблем в этом отношении не возникает. Другое дело – ребенок, который часами может заниматься сам с собой. Его нужно сознательно вовлекать в разговор. Если у родителей возникает ощущение, что их ребенок говорит намного хуже и меньше, чем другие дети его возраста, его нужно показать педиатру (который в случае необходимости направит ребенка к специалисту – фониатру). Замедленное развитие речи также может быть вызвано нарушениями слуха (врожденными или приобретенными, например, в результате не замеченного вовремя воспаления среднего уха), зрения, мозговой травмой в раннем возрасте, душевным или физическим расстройствами. Чем раньше будет обнаружена причина, тем легче исправить положение с тем, чтобы ребенок смог овладеть всем богатством языка.

Развитие речи у ребенка

До 7 недель. Период плача – ребенок тренирует свои речевые инструменты – язык, дыхание, мускулы лица, губы,

6 недель – 6 месяцев. 1-й период лепета: нечленораздельные звуки, бульканье, щелканье, причмокивание.

6-9 месяцев. 2-й период лепета: нанизывание одинаковых слов, например, ма-ма-ма, ва-ва-ва.

8-9 месяцев. Ребенок начинает понимать значение отдельных слов, может показывать на предметы, услышав их названия (мяч, собака и т.д.).

9-12 месяцев. Первое сознательно произнесенное слово («мама», «папа»).

13-15 месяцев. Узнает значение все большего количества слов.

12-18 месяцев. Словарный запас составляет около 50 слов, но все предложения пока состоят из одного слова.

18-24 месяца. Составляет предложения из двух слов («Лиза пить»); словарный запас – около 200 слов; понимает простые вопросы; начинается первый период вопросов.

24-36 месяцев. Составляет предложения из нескольких слов с глаголами («Миша  хочет спать»); первые предлоги («на», «под», «за»), местоимения («мой», «твой», «он» и т.д.); словарный запас – около 900 слов.

36-60 месяцев. Строит сложные предложения; запас слов значительно увеличивается; грамматические ошибки и ошибки в произношении становятся реже; второй период вопросов.

© 2016, Детский сад № 1 г Сосновоборск