Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 “Дельфиненок”» основано в 1984 году.
Детский сад выполняет важнейшую социальную миссию – обеспечение равных стартовых возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей - инвалидов, оказание им квалифицированной помощи и комплексной реабилитации.
Возможность посещения детского сада важна не только для детей-инвалидов, но и для их родителей – имея ребёнка-инвалида, они могут осуществлять трудовую и общественную деятельность.
Условиями построения доступной среды в ДОУ являются:
- Взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей с ОВЗ, детей – инвалидов дошкольного возраста.
- Оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника.
- Взаимное доверие и интенсивное взаимодействие ориентирующее педагогов и родителей на доброжелательное, уважительное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов маленького ребенка с ОВЗ (в том числе ребёнка – инвалида).
В МБДОУ №72 «Дельфиненок» реализуются следующие адаптированные образовательные программы:
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
Основные задачи:
- создание образовательной среды, способствующей охране и укреплению физического и психического здоровья детей, комфортной по отношению к детям с ОВЗ (в том числе детей – инвалидов);
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно - эстетического и физического развития детей;
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе имеющими различные возможности здоровья;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (индивидуализация образования);
- обеспечение необходимой коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей;
- обеспечение открытости и привлекательности ДОУ для детей и их родителей.
Для реализации вышеперечисленных задач необходимо формирование доступной, безопасной и комфортной среды, а именно, обеспечение физической доступности здания и территории, информационно - коммуникационной доступности для всех категорий детей - инвалидов и детей с ОВЗ.
В рамках реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения в МБДОУ № 72 “Дельфиненок”» в целях обеспечения условий индивидуальной мобильности инвалидов и лиц с ОВЗ и возможности для их самостоятельного передвижения по зданию (и при необходимости по территории ДОУ), в 2020г. проведен частичный ремонт асфальтового покрытия, прошла реконструкция входной группы центрального входа с установкой пандуса для маломобильных групп населения, установка нескользкого покрытия на входе, установка звуковых сигналов.
В МБДОУ № 72 “Дельфиненок”» для обучения и воспитания детей с ОВЗ (в том числе детей – инвалидов) оборудованы учебные кабинеты, места для проведения практических занятий, библиотека, объекты спорта, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Все групповые помещения оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями АООП ДОУ и ФГОС ДО.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг – другу.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и пособий обеспечивают содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную среду.
В ДОУ организованы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей., формирования здорового образа жизни.
Для этого оборудованы два физкультурных зала, в которых проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В каждом здании имеется плавательный бассейн, предназначенный для проведения образовательной деятельности и развлечений по плаванию. В бассейнах имеется оборудование, инвентарь и пособия, направленные на освоение передвижения в воде, ознакомление со свойствами воды, преодоление водобоязни.
Для проведения диагностического обследования и организации индивидуальной и подгрупровой коррекционной работы со специалистами, в ДОУ оборудованы 12 логопедических кабинетов и 2 кабинета учителя-дефектолога.
Для решения задач музыкального воспитания детей (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) музыкальные залы ДОУ оснащены современным оборудованием: мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами (электронное пианино, синтезатор, аккордеон, комплекты шумовых русско-народных инструментов, металлофоны, бубны и т.д), учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми. В ДОУ организована и оформлена развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности воспитанников, в том числе для воспитанников с ОВЗ.
Кабинет педагога-психолога предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер развития воспитанников, диагностики психологической готовности ребёнка к обучению в школе и консультирования родителей. В кабинете создана комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда для воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Методический кабинет - это центр, обеспечивающий педагогов и специалистов ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания МБДОУ №72 «Дельфиненок» осуществляется в рабочие дни с 7.00 — 8.00 и с 17.00 — 19.00; с 8.00 — 17.00 доступ в здания осуществляется по вызову кнопки домофона.
В детском саду организовано сбалансированное питание 5 раз в день: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин (согласно режиму дня). Меню в дошкольном учреждении 10-дневное, разработанное специалистами МКУ УО, утвержденное заведующим ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей, времени года и СанПиН 2.3./2.4.3590 — 20. Предусмотрено бесплатное питание для детей – инвалидов.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется работниками ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России, которые оказывают доврачебную педиатрическую помощь непосредственно в учреждении на основании договора о сотрудничестве. Врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют контроль за здоровьем детей, проводят антропометрические измерения детей, дают направления к врачам узких специальностей, следят за выполнением прививочного графика. Осуществляют индивидуальный контроль за состоянием здоровья детей инвалидов и детей с ОВЗ. Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
Согласно санитарным правилам 24.3648-20 в ДОУ разрабатываются режим дня детей, с обязательным учетом возраста детей и циклограмма организованной деятельности для каждой возраст
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать дошкольные образовательные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное образовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе (в соответствии с заключением лечебно-профилактического учреждения).
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает педагогами, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ. Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогов из других образовательных учреждений.