Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

«Детский сад № 37 "Теремок"»

Красноярский край, г. Железногорск,
ул. Крупской 5а, т. 8 (3919) 75-01-22
Официальный сайт

Участник инновационной сети дошкольных образовательных
организаций проекта "Школа Росатома"

Система Orphus

МБДОУ № 37 «Теремок» компенсирующей и оздоровительной направленности

«Формирование у детей с нарушениями     зрения представлений о величине и измерении предметов».

Подготовила: воспитатель

Стрелкова Т. В.

 

Не секрет, что формирование представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину и др. являются важной стороной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе по математике. Практика показала, навыки и умения измерять предметы, формируются у детей значительно сложнее из-за трудностей зрительно – пространственной ориентировки. Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического видения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности заставили меня искать условия, улучшающие формирование измерительных навыков, основывающихся на глазомерных действиях у детей с нарушениями зрения.                                                                                                Прежде чем упражнять детей с нарушениями зрения в ориентировке «на глаз» при измерении предметов начала обучать приёмам измерения путём наложения, приложения одного предмета к другому. И только после этого учу детей измерять предметы с помощью условных мерок: полосок бумаги, ленточек, палочек, шагов и т. д. Процесс измерения и деления на части организовываю так, чтобы ребёнок действовал сам. Когда он самостоятельно, под руководством или совместно с воспитателем, делит предмет на части, устанавливает величину объекта, сравнивает величины двух предметов между собой. Только на основе собственного действия ребёнок с нарушенным зрением может научиться делать словесный вывод о величинных отношениях между предметами. Чтобы процесс обучения протекал легко, непринуждённо, интересно использую игры и упражнения, такие как:

ИГРА «ВЕРЁВОЧКА»  Детям даётся толстая верёвка со связанными концами и предлагается всем взяться за неё руками, затем образовать круг, овал, треугольник, квадрат или прямоугольник. При образовании треугольника, квадрата, прямоугольника потребуется помощь воспитателя. При этом ещё раз обращается внимание детей на то, что стороны квадрата равны, а прямоугольник похож на вытянутый квадрат – у него равны только противоположные стороны.

ИГРА «РЕКИ И МОСТИКИ». Цель: Сравнение прямоугольников по длине и ширине.  Дети сидят за столами. У каждого 4 полоски одинаковой длины, разной ширины, голубого цвета – это речки. И 4 полоски одинаковой ширины, отличающиеся по длине и цвету – это мостики. - Какая речка самая широкая? (дети находят и выкладывают полоски по порядку). – Возьмите «мостики» и найдите самый  длинный. Какой следующий «мостик» по длине?        Перекиньте «мостики» через речки.  - Через какую речку перекинем самый длинный «мостик»? (Через самую широкую) т. д. Полоски для этого задания должны быть специально подобраны. 

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ». Для проведения игры нужно несколько верёвок с привязанными к концам палочками: все верёвки одинаковой длины, а одна значительно короче и другого цвета. Дети разбиваются на пары, берутся двумя руками за палочки и по сигналу начинают с двух сторон накручивать на них верёвку. Побеждает пара, которая сделала это быстрее. Игра проводится 2 – 3 раза, и всегда побеждает пара, у которой верёвка другого цвета. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, верёвки сравниваются по длине.

ИГРА «ИЗМЕРЕНИЕ УДАВА». Цель: Зависимость результата измерения от величины мерки. На фланелеграфе выстраивается изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину. Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай. Воспитатель спрашивает: «как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему? Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев. ВЫВОД: если измеряют длину разными мерками, получают разный результат, число мерок больше, когда мерка меньше.      

ИГРА «РИТМ».  Дети прикладывают руку к сердцу и убеждаются в том, что оно стучит в определённом ритме. Воспитатель показывает изображение здания с колоннами одинаковой формы и другое, у которого колонны разной формы и толщины находятся на разном расстоянии друг от друга. Дети должны определить, где есть ритм в расположении колонн, и ответить на вопрос: какое здание красивее.

ИГРА «СТУПЕНЬКИ» Дети сидят по 3 – 4 человека за столом. На каждом столе 5 полосок разной длины, разделённые на красные и белые промежутки длиною 5 см ,самая короткая –красная. Воспитатель просит детей рассказать о полосках: самая короткая – эта красная, полоска по длине состоит из 2-х частей – белой и красной и т. д.

Литература:

  • Плаксина Л.И. «Развитие зрительного восприятия с нарушениями зрения» - Калуга, издательство «Адель», 1998 год.
  • «Коррекционная работа в детском саду», под редакцией Л. И. Плаксиной, Москва, 1999 год.
  • Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий по математике», ТЦ «Учитель». Воронеж, 2004.

 

© CopyRight МБДОУ № 37 г. Железногорск Красноярский край, 2011-2024, создание сайта: «Меридиан»