Современный дошкольник: какой он?
Уважаемые родители!
Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный ребенок – дошкольник, какой он.
Рассмотрим обобщенный «педагогический» портрет современного дошкольника, его сильные и слабые стороны развития.
Характерные черты современного ребенка – дошкольника:
1. Современные дети легко справляются со сложными техническими устройствами, домашней бытовой техникой.
2. Смотрят много теле - и видеофильмов.
3. Располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых.
4. Имеют богатый опыт путешествий с родителями в другие города и страны.
5. Предпочитают компьютерные игры сюжетно-ролевым.
6. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, поэтому современные дети рано научаются читать, писать, считать. Уже двухлетним малышам покупают «Азбуку», вешают на стену алфавит в картинках.
И, начиная с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Поэтому большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления, но многие профессиональные педагоги – воспитатели детских садов и психологи отмечают, что наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечаются и слабые стороны.
Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут Вам
в воспитании Вашего ребенка.
Слабые стороны развития современных дошкольников. |
Рекомендации для родителей. |
1.Слабое физическое здоровье и развитие. |
Необходимы ежедневные прогулки, - соблюдение режима дня, - правильное питание, - забота о психологическом благополучии ребенка, - посещение кружков и секций. |
2.Слабость произвольной сферы (неумение сдерживать свои порывы, потерпеть, подождать, уступить, дети неохотно подчиняются внешним требованиям, с трудом выполняют общие правила для всех). |
Необходимо соблюдение всех требований детского сада, - выполнение домашних правил (убрать свои вещи, игрушки и др.), - правил поведения в обществе, эмоциональное развитие (умение определять и называть свои чувства и чувства других людей), -формирование морально-нравственных ценностей («плохо-хорошо», «нельзя -можно», «надо»), - обязательно ПООЩРЕНИЕ положительного поведения. |
3. Неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого (перебивание, концентрация только на собственных интересах, желаниях, неумение сочувствовать, сопереживать, обращение на «ты» к взрослому человеку). |
Необходимо формировать культуру общения, - учить детей сочувствовать, сопереживать, жалеть, - развивать умение определять и называть собственные эмоциональные состояния и состояния других людей.
|
4.Недостаточное развитие связной речи (неумение говорить и отвечать полным предложением, составить полноценный рассказ из личного опыта, рассказ по картине (по серии картин), неумение пересказать рассказ, сказку). |
Необходимо больше читать книг (отвечать на вопросы по содержанию), - пересказывать, - учить отвечать полным ответом, - стимулировать любознательность – отвечать на все вопросы ребенка, обогащая словарный запас и расширяя знания об окружающем мире, - речь взрослых должна быть образцом для подражания. |
5. Низкий уровень речевого развития (нарушения звукопроизношения, неразвитость фонематического слуха, бедный словарный запас). |
Необходимо своевременное обращение к специалисту – учителю – логопеду , - рекомендации п. 3. |
6. Сниженное понимание и владение косвенной речью (описания, объяснения). |
- Рекомендации п. 3 , - не заменять общение просмотром телевизора или компьютерными играми (потому что так легче), - больше разговаривать с детьми, советоваться, принимать общие решения. - описывать предметы, разгадывать загадки . |
7. Слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, неразвитость слухового восприятия и понимания (вследствие частых просмотров телевизора и занятия компьютерными играми, а не чтения книг взрослыми). В школе обучение строится иначе, поэтому могут возникнуть трудности при понимании и усвоении информации, написании сочинений. |
Необходимо больше читать и обсуждать прочитанное, - различные игры на развитие воображения (сочинение историй, конца сказок, сказок, рисование сюжетных рисунков, дорисовывание предметов - кругов, волн и т.д.) - разгадывание загадок. |
8. Бедность у детей личного практического опыта знакомства с окружающим миром во время прогулок. |
Необходимо больше гулять с детьми и, начиная лет с 6-7 (для более успешной подготовки к школе и тренировки самостоятельности) понемногу отпускать гулять детей одних. Ранее прогулка несла бесценный опыт развития навыков общения, познания, воображения, приобретавшийся в ходе интересных игр, бесед, мелких приключений. |
9. Слабая готовность руки к письму. |
Необходимо обязательно контролировать: верно ли ребенок держит карандаш, лежит ли локоть на столе, позу при выполнении заданий за столом, - занятия лепкой, конструированием, вырезывание, аппликация, - использование для рисования цветных карандашей, - укрепление общей моторики (физического развития). |
10. Изменение эмоционально-нравственной сферы дошкольников: 1) исчезновение сюжетно- ролевой игры, как тренировки умения договариваться, распределять роли, придумывать сюжет, различные выходы из ситуации, учиться принимать во внимание интересы другого человека. 2) снижение уровня нравственного развития, размывание ориентиров («хорошо – плохо», «добро-зло»), агрессивность, спровоцированная компьютерными играми и современными фильмами; 3)повышенный эгоцентризм (эгоизм) – приоритет у детей личных интересов над интересами, чувствами, желаниями других детей (людей) (позже, при обучении в школе такие дети не понимают объяснения учителя, обращенные ко всему классу, не обращают внимания на его указания и требования). |
Необходимо в повседневной жизни учить договариваться, - понимать чувства другого человека, - сопереживать, делиться, жалеть;
- останавливать ребенка при его желании поступить нехорошо, обязательно строго сообщать ему об этом, - быть образцом – следить за собственными словами и поступками, -добиваться, чтобы ребенок с должным уважением относился к людям;
- см. предыдущие рекомендации, - формировать эмоционально- нравственные понятия, общечеловеческие ценности, - беседовать по прочитанным литературным произведениям с нравственным смыслом (В. Драгунский, В. Осеева, Н. Носов, В. Сутеев). |
Дорогие родители!
Удачи Вам, любви, терпения и мудрости!
Консультация подготовлена с использованием интернет - ресурсов.