Приучаем ребенка есть самостоятельно

Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый раз, как только он садится есть.

Кушать аккуратно малыш сможет не сразу. Сначала он будет переворачивать ложку, не донося до рта, промахиваться, пачкать лицо, одежду. Ничего страшного в этом нет. Надо просто набраться терпения и купить фартучек.

Родители обычно переживают, что ребенок останется голодным после такого кормления. Чтобы этого не произошло, мама должна помочь малышу. Пусть она кормит кроху одной ложкой, а другой ребенок ест сам. При этом надо говорить: "Посмотри, как мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь ложечку в ротик. Вот умница!" На этом этапе главное - сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка за неизбежные промахи.

Некоторые родители дают малышу ложку не для того, чтобы он ел, а для того, чтобы его отвлечь, чтобы он "играл в еду". Это неверно. Позволив ребенку несколько раз баловаться таким образом, в дальнейшем будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.

Если родители будут относиться к тому, как ребенок ест, несерьезно, то он подумает, что с ним играют и радуются тому, что часть каши оказалась на полу. И в следующий раз малыш неосознанно повторит то движение, которое так развеселило маму и папу.

Обычно дети осваивают навык есть самостоятельно уже к двум годам.

Приучаем ребенка к горшку

Необходимо правильно выбрать горшок. Он не должен быть похож на игрушку. В противном случае ребенок, садясь на него, забудет о его прямом назначении и отвлечется на игру. А если горшок будет неудобным, то у малыша возникнут неприятные ощущения и он от него откажется.

Приучать ребенка к горшку надо постепенно. Ни в коем случае нельзя делать это насильно, иначе у малыша будут связаны с этим предметом неприятные ассоциации, надо постараться уговорить ребенка.

Когда малыш поймет, для чего нужен этот предмет, он может садиться на него, не снимая штанишек, что естественно, потому что ребенку сложно запомнить последовательность выполнения действий.

Необходимо комментировать все, что вы делаете: "Принеси горшочек. Давай снимем колготки, снимем трусики, сядем на горшок. Теперь вставай, надевай трусики, колготки. Вот какой умница!" И так каждый раз, пока ребенок не будет правильно садиться на горшок самостоятельно.

К трем годам малыша уже можно начинать приучать садиться на унитаз, используя при этом специальное детское сиденье.

Учим одеваться

Во время одевания мама должна показывать ребенку, как правильно надевать вещи, в какой последовательности. Необходимо говорить при этом: "Давай сначала наденем трусики, потом колготки. Затем маечку, рубашку. Покажи мне, как ты сам умеешь одеваться. Молодец!"

При одевании следует соблюдать основное условие: надо учить ребенка надевать все вещи правильно с самого начала и обращать на это его внимание. Переучивать всегда сложнее, лучше изначально формировать верный навык.

Можно заметить, какие вещи ребенок носит с особенным удовольствием. У него наверняка есть любимые рубашки или платья. Когда вы только начинаете учить ребенка одеваться, лучше давать ему сначала то, что ему очень нравится. Тогда малыш будет получать положительные эмоции от этого процесса.

Одевание занимает много времени. Поэтому когда мама торопится, например, отвести ребенка перед работой в детский сад, лучше, если она оденет ребенка сама. Иначе, постоянно подгоняя его, она испортит настроение и малышу, и себе. Приучать ребенка одеваться необходимо в спокойной обстановке. При этом обязательно нужно находиться рядом и помогать ребенку.

Приучая ребенка к самостоятельности, родители должны учитывать все "подводные камни" этого процесса. С одной стороны, нельзя подавлять стремления малыша, даже когда он что-то делает не так. Если ребенка будут ругать за неудачи, у него может пропасть желание овладевать новым для него навыком. С другой стороны, надо мягко, но настойчиво объяснять, что он делает неправильно и почему. Лучший учитель - всегда друг. Ребенок - это еще не сформировавшаяся личность, но уже личность. Многое в его будущей жизни зависит от тех близких людей, которые поддерживают малыша с первых шагов.

И, может быть, главное правило - последовательность во всем. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда- то не умели делать.

«Заводить ли домашнее животное?»

Наверное, все дети обращаются к родителям с просьбой завести домашнее животное. Одни стараются поскорее удовлетворить желание ребенка, другие, предвидя, сколько забот свалится на их голову, придумывают отговорки, а третьи в силу объективных причин предлагают малышу альтернативу. Например, вместо кошки, на шерсть которой у мамы аллергия, дома появляется черепашка или рыбки.

Несколько рекомендаций:

  • Специалисты рекомендуют заводить домашнее животное только после того, как ребенку исполнится 4—5 лет: в этом возрасте он способен выполнять элементарные правила ухода (поменять воду в поилке, дать корм и т. д.) и воспринимает животное не как новую игрушку, а как маленькое беззащитное живое существо.
  • Не стоит идти на поводу у малыша и бежать в зоомагазин только потому, что он хочет такую же кошечку, как у Маши, белую крысу, как у Коли, и т. д. Высока вероятность, что через пару месяцев ему надоест крыса и захочется попугая.
  • Нельзя отмахиваться от просьбы ребенка и говорить категорично "нет", не объясняя при этом причину отказа.
  • Нельзя обманывать малыша и придумывать всякие небылицы, ребенок прекрасно понимает, когда Вы говорите неправду.
  • Ни в коем случае не покупайте экзотических животных "с рук". Нередко такие зверушки прибывают к нам из-за рубежа контрабандным путем, минуя ветеринарный контроль.

Питомец в доме - это серьезно

Иногда ребенку трудно определиться с выбором питомца. Он просто хочет, чтобы дома было какое-то животное, а кто именно — ему все равно. Если Вы столкнулись с такой ситуацией, помогите своему малышу.

Для начала сходите с ним "на экскурсию" в зоомагазин или на птичий рынок, посмотрите на разных животных. Попутно обязательно объясните ребенку, что животное — не игрушка. Нельзя принести его в дом, поиграть, а потом выкинуть.

При выборе питомца специалисты рекомендуют учитывать темперамент ребенка. Например, непоседу смогут немного успокоить аквариумные рыбки. Поручите ему следить за тем, чтобы аквариум был чистым.

Домашние животные не только дисциплинируют, но и развивают чувство ответственности. Птицы в доме нравятся далеко не всем детям. Однако, если ребенок склонен к меланхолии, наблюдение за всегда веселыми канарейками или попугайчиками окажется для него полезным.

Хомяков или морских свинок лучше приобретать для учеников начальной школы. Ухаживать за ними довольно просто и по силам Вашему ребенку.

Особо подчеркните, что малыш должен ухаживать за питомцем независимо от его настроения или желания.

"Ребенок идет в школу"

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас в стенах школы проявятся плоды их воспитательных усилий. Отношение ребенка к учебе формируется задолго до того, как он переступит школьный порог. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи взрослыми, которые окружают ребенка.

Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: "Ты у нас отличником будешь", "У тебя появятся новые друзья", "Учителя любят таких умненьких, как ты". Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же дошкольник, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!", "Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках отвечать будешь?".

Подобные напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагирует на неудачи слезами. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы.

Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, общение с младшими школьниками, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, пословиц и поговорок, подчеркивающих значение книги, учения, труда и т. д.

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, — общее развитие. Именно оно обеспечивает успех обучения в школе. Это означает, что взрослые, дети которых идут в школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы общие способности и качества личности, необходимые ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности — учебной.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с детьми, взрослыми, в том числе педагогами, и т. п. Он также должен уметь управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве. У ребенка должна быть развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения руки и глаза.

Необходимо отметить, что недопустимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс. Научить этим навыкам — задача начальной школы.

Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться;
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой;
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения;
  • любознательность и стремление к открытиям;
  • хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Нужные мелочи.

При покупке школьных принадлежностей родители зачастую забывают о необходимых мелочах. Например, не всегда школьник находит в своем наборе точилку, кисточки, ножницы, цветную бумагу, подставку для учебников. Выработать дисциплинированность поможет пенал, где каждый предмет будет лежать на своем месте. Лучше всего подойдет пенал-книжка на молнии, чтобы, раскрывая его, ребенок видел все, что в нем находится. Не стоит скупать все подряд в уверенности, что потом пригодится. Наверняка на родительском собрании дадут точный перечень нужных вещей. От того, как будет "экипирован" ребенок и насколько он будет в себе уверен, зависит его успех в учебе.

Ранец с начинкой.

Важнейший предмет для каждого первоклассника — школьный портфель. Врачи предъявляют к нему особые требования: он должен быть вместительным и удобным, с жесткой спинкой и возможностью носить его на двух широких лямках (чтобы не портить осанку и не вредить позвоночнику). Этим запросам соответствуют портфели со специальной ортопедической спинкой: она довольно жесткая — малыш не будет сутулиться. Лучше, если ребенок сам выберет себе яркий ранец. Пусть сразу его примерит и, положив туда что-нибудь весомое, испытает в "работе". От правильного и равномерного распределения нагрузки напрямую зависит самочувствие, поэтому не стоит экономить на здоровье.

Внешний вид.

Сегодня нет единой школьной формы, а значит, выбирать одежду придется самостоятельно. Как правило, школьнику требуется хотя бы один классический костюм (например, пиджак и брюки для мальчика). Остальные вещи (платья, брюки, рубашки и водолазки) должны быть спокойного цвета и сочетаться с костюмом. Для занятий физкультурой ребенку нужны спортивный костюм и кроссовки, а на уроки требуется приходить со сменной обувью.

Рекомендации родителям будущих первоклассников.

  • Уважайте ребенка как личность; сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
  • Развивайте и поддерживайте интерес к учебе. Убеждайте ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивайте необходимые для этого навыки.
  • Поощряйте успехи ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентируйте внимание на неудачах в учебе.
  • Не требуйте только высоких результатов и оценок. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  • Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с   другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.
  • Перенесите на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (чтобы ограничить время пребывания в статичной позе).
  • Совершайте в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности, посещайте бассейн.
  • Во время выполнения домашнего задания (не более 90 мин) проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.
  • Два раза в неделю выполняйте с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота, делайте "пальчиковую" гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддержания хорошего настроения, проводите релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами в течение 10 мин).
  • Следите, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30 —60 мин.
  • Обеспечьте засыпание детей не позже 21.00.